Обзоры ФАС: опыт поставки похожего товара и другие лишние требования в закупках по Закону N 223-ФЗ
Потребовали лишнее. … Субподрядчик такой же, как участник.. Заказчик требовал, чтобы субподрядчик отвечал тем же критериям, что и участник закупки.
Контролеры признали это незаконным: требования предъявляются только к участникам закупки. Условия и порядок привлечения третьих лиц исполнитель определяет сам. Таким требованием заказчик вмешивается в деятельность контрагента и ставит его в зависимое положение. (в соответствии с положениями Закона о закупках, Заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки. Таким образом, условия и порядок привлечения третьих лиц — субподрядных организаций устанавливаются исполнителем по договору самостоятельно, без согласования с Заказчиком.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.)
Документы о качестве продукции
Заказчик требовал в заявке среди прочего документы о качестве продукции (сертификаты, декларации и т.д.). Контролеры признали это нарушением, поскольку представить их могут лишь те участники, у которых есть товар при подаче заявки. Закон N 223-ФЗ не обязывает их приобретать продукцию заранее. ((Таким образом, Комиссия ФАС России, изучив требования Документации, приходит к выводу о том, что вышеуказанные требования Документации ограничивают количество участников закупки, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и нарушают пункты 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом указанных и иных выявленных Комиссией ФАС России нарушений было выдано предписание о продолжении закупки без применения соответствующих положений закупочной документации.
(Решение ФАС России от 24.12.2020 по делу N 223ФЗ-1010/20, предписание ФАС России от 24.12.2020 по делу N 223ФЗ-1010/20)
Опыт поставки товара по предмету закупки..
Заказчик требовал от участников опыта поставки аналогичных или сходных товаров. Такое право он закрепил в положении о закупке.
Контролеры посчитали это ограничением конкуренции: если требование к опыту законодательно не определено, у заказчика нет оснований предъявлять его в закупке. Отсутствие опыта не влияет на качество исполнения договора. Суд занял ту же позицию. ((Таким образом, антимонопольный орган, пришел к обоснованному выводу, что, действия Заказчика, установившего вышеуказанное положение в Документации, ограничивает количество участников закупки и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках…».
С учетом изложенного, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(Постановление Девятого АСС от 23.12.2020 N 09АП-60084/2020 по делу N 40-98737/20)
Отметим, что в практике есть и противоположное мнение.(( Определение Верховного Суда РФ от 22.07.2020 N 307-ЭС20-10194 по делу N А56-46643/2019 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об оспаривании предписания антимонопольного органа. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды указали, что в данном случае спорный критерий не противоречит положениям законодательства в сфере закупок и защиты конкуренции, в равной мере применяется ко всем участникам закупки. Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований, обусловленных нуждами заказчика, само по себе не является нарушением принципа равноправия))
Поставка только российской продукции.
Заказчик требовал, чтобы товар был в реестре российских программ для ЭВМ и чтобы участник представил номер регистрации. Контролеры посчитали это нарушением: по Закону N 223-ФЗ нельзя ограничить поставку иностранного товара. Можно лишь дать приоритет российской продукции.
Суд занял такую же позицию. ((Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам: «Таким образом, ОАО «РЖД» в Документации установлено требование о поставке оборудования исключительно российского происхождения, что ограничивает участников закупки представить иной товар (в том числе иностранный).
При этом Законом о закупках не предусмотрен механизм осуществления импортозамещения путем установления соответствующих ограничений возможности участия в закупках. В рамках проведения закупок в соответствии с требованиями Закона о закупках система осуществления импортозамещения, предусмотренная частью 8 статьи 3 Закона о закупках, основана исключительно на применении приоритета..) (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.12.2020 по делу N 40-112158/2020-122-779)
Установили нереальные сроки выполнения ПИР.
Заказчик определил конечные сроки выполнения проектно-изыскательских работ без учета времени на экспертизы, получение согласования условий присоединения к инженерным сетям и т.д.
Контролеры указали, что в законодательстве РФ есть предельные сроки для прохождения инстанций, согласования условий, выполнения отдельных работ. Нужно учитывать это время в сроке исполнения договора. (в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены предельные сроки вышеуказанных работ:
1. Получение положительного заключения государственной
экологической экспертизы проекта — 2 месяца (60 дней).
2. Разработка проекта санитарно-защитной зоны — 15 рабочих дней.
3. Получение положительного санитарно-эпидемиологического заключения — 15 рабочих дней.
4. Согласование условий присоединения к инженерным сетями — 30
дней.
5. Получение положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации и результатам инженерных изысканий — 42 дня.
При этом согласно пункту 8.2.2 проекта договора Документации срок согласования с Заказчиком проектной документации должен быть не более 35 дней.
Таким образом, необходимый срок согласования для разработанной проектной документации составляет 197 дней, что превышает срок, установленный на согласование и выполнение проектных работ.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком установлены неисполнимые сроки согласования и выполнения проектных работ, в связи с чем исполнителю по договору не представляется возможным в полном объеме согласовать и выполнить вышеуказанные работы не позднее 01.07.2021.
Таким образом, действия Заказчика, установившего неисполнимые сроки выполнения проектных работ, нарушают требования пункта 3 части 9, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, заказчику было выдано предписание о внесении изменений в закупочную документацию.
(Решение ФАС России от 21.12.2020 по делу N 223ФЗ-983/20, предписание ФАС России от 21.12.2020 по делу N 223ФЗ-983/20)
Документы:
Заказчики требуют от Участников торгов слишком много! (В.Спиридонов)
Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (январь 2021 года) Обзор практики рассмотрения жалоб при закупке по Закону N 223-ФЗ (январь 2021 года)
Обзоры ФАС: опыт поставки похожего товара и другие лишние требования в закупках по Закону N 223-ФЗ
… По материалам Консультант Плюс + Партнер — Влад Спиридонов