Краудфандинг представляет собой коллективное финансирование, народное финансирование ( английское понятие «crowd funding», где , crowd — «толпа», funding — «финансирование») и существует в российском правовом поле совсем недолго.
Официального определения краудфандинга, как процесса инвестирования и привлечения инвестиций с использованием инвестиционных платформ, в законодательстве РФ в настоящее время не существует.
Судебная практика по данной категории правоотношений начинает только формироваться. Перечень судебных дел будет указан ниже.
Термин краудфандинг встречается в следующих документах.
«Паспорт федерального проекта «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» (утв. Минэкономразвития России).
«Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Президентом РФ 30.05.2018). В этой концепции финансирование, основанное на принципе краудфандинга, отнесено к рискам совершения операций по финансированию терроризма.
«Разъяснение Комиссии по этике и стандартам по вопросу использования адвокатом механизма краудфандинга» (утв. Федеральной палатой адвокатов 13.09.2018 N 04/18). Такой вид финансирования, представляет собой применительно к адвокатской деятельности механизм сбора денежных средств от неопределенного круга третьих лиц в целях оплаты труда адвоката и компенсации издержек по оказанию им юридической помощи.
«Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). В данном документе имеет место вопрос повышения доступности финансирования микро и малого бизнеса за счет микрофинансовых организаций (МФО) и краудфандинга.
Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2021 N 2613-р <Об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года> … В разделе — Основные направления государственной поддержки развития творческих (креативных) индустрий и творческого (креативного) предпринимательства уделяется вопросам разработки новых моделей инвестирования и инвестиционных продуктов (специальные инвестиционные фонды, краудфандинг и краудинвестинг, опционные модели и т.д.
Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 11.09.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». В данном постанолвении указано, что наряду с мерами государственной поддержки долно использоваться частное и краудфандинговое финансирование.
Распоряжение Правительства РФ от 14.08.2019 N 1797-р (ред. от 13.05.2021) <Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года> (вместе с «Планом мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года») К специфическим проблемам развития экспорта финансовых и страховых услуг отнесено следующее: отсутствие регуляторного поля для использования цифровых финансовых активов в торговле, развития финансирования конкретного проекта или предприятия за счет привлечения денег от большого числа людей через сеть «Интернет» (далее — краудфандинг);
Постановление Правительства РФ от 22.12.2020 N 2204 «О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования инновационных проектов…» , Согласно данного постановления, доли участия в юридическом лице, реализующем инновационный проект, приобретенной с использованием средств государственной поддержки, стоимость отчуждаемой доли (части доли) признается определенной, а цена отчуждения признается соответствующей рыночной при осуществлении такого отчуждения в ходе отчуждения через инвестиционные (краудфандинговые) платформы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В «Методических рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» указано, что особым направлением дальнейшего развития финансовой поддержки малого и среднего бизнеса может считаться регулирование возникающих новых форм финансирования инновационного бизнеса с целью расширения доступности финансирования посредством этих новых форм. Новые формы финансирования, такие как краудфандинг, несут дополнительные возможности для развития малого и среднего бизнеса без участия государства. Имеется ряд преимуществ разумно регулируемой системы краудфандинга. В первую очередь, поскольку краудфандинг связан с непосредственным потреблением инвестором-потребителем будущего продукта компании, инвестиции в новую компанию, привязанные к будущему потреблению продукции, воспринимаются лучше, нежели традиционные формы инвестиций.
Во-вторых, понимание механизма инвестирования способствует инвестициям без профессиональных посредников, что ведет к инвестициям в продукты и компании, которые конечный инвестор воспринимает как полезные и ценные. Кроме того, краудфандинг выполняет и общественную функцию, поскольку сбор средств в системе краудфандинга легко организовать и в благотворительных целях.
В-третьих, краудфандинг способствует также и незначительным суммам инвестиций, тем самым привлекая большее количество участников на рынок инвестиций.
Среди рисков следует выделить новизну института краудфандинга, а также меньшее количество информации, доступное инвесторам по сравнению с традиционными рынками инвестиций, что может вести к большему числу ошибочных решений об инвестировании.
Это не полный перечень документов содержащих в себе термин КРАУДФАНДИНГ.
Резюмируя, приходим к выводу о том, что под краудфандингом понимается способ сбора финансовых средств от неопределенного круга заинтересованных лиц – соинвесторов с целью финансирования коммерческих или не некоммерческих проектов.
Федеральный закон N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в законную силу с 01.01.2020 года и регулирует правоотношения , связанные коммерческим о краудфандингом, поскольку это связано с предпринимательской деятельностью. Таким образом, некоммерческий краудфандинг не подпадает под юрисдикцию данного Закона.
Стороны краудфандинга
По общему правилу, краудфандинг определяет участие трех сторон:
— оператора инвестиционной платформы — лица, осуществляющего деятельность по организации привлечения инвестиций;
— реципиентов (лиц, привлекающих инвестиции) — лиц (организаций, индивидуальных предпринимателей), привлекающих инвестиции посредством инвестиционной платформы;
— инвесторов/доноров — юридических и физических лиц (граждан), осуществляющих инвестиции посредством инвестиционной платформы.
В определенных ситуациях круг участников может быть иным. Например, на стороне реципиентов могут выступать агенты или организаторы конкурса для предоставления инвестиций. ЦБ является органом, контролирующим деятельность операторов.
Чем регулируются правоотношения
Перечислим:
1) правилами инвестиционной платформы – представляющими организационный акт оператора инвестиционной платформы, определяющий основные условия ее работы: правила авторизации, требования к инвесторам и реципиентам и т.д. (см. ст. 4 Закона);
2) договорами об оказании услуг, заключаемыми между оператором инвестиционной платформы и инвесторами, реципиентами. Посредством заключения указанных договоров обеспечивается доступ реципиентов и инвесторов к участию в краудфандинге (см. ст. 3 Закона);
3) договорами, заключаемыми между инвестором и реципиентом. Эта часть отношений сторон является наиболее спорной, поскольку ряд договорных схем полностью не укладывается в модели договоров, урегулированных законодательством (прежде всего по ГК РФ).
Способы инвестирования могут быть различными, например:
1) предоставление займов; 2) приобретение эмиссионных ценных бумаг, размещаемых с использованием инвестиционной платформы, за исключением эмиссионных ценных бумаг кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, а также структурных облигаций и предназначенных для квалифицированных инвесторов ценных бумаг; 3) приобретение утилитарных цифровых прав; 4) приобретение цифровых финансовых активов (ст. 5 Закона).
При отсутствии специальных норм закона, регулирующего конкретный вид отношений, участники отношений краудфандинга руководствуются общими нормами гражданского законодательства об обязательствах и договорах, которые применяются непосредственно или по аналогии.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА О КРАУДФАНДИНГЕ.
Суды в настоящее время квалифицируют данные сделки как договоры займа.
А40-204100/20 В обоснование заявленных требований истец указал, что с целью заключения договора посредством онлайн-сервиса ответчик совершил действия, предусмотренные разделом 3 регламента, в том числе сформировал оферту на заключение договора займа, которая состоит из общих и индивидуальных условий договора займа. Ответчик подтвердил намерение заключить договор займа на условиях сформированной оферты, а также подтвердил присоединение к лицензионному соглашению и регламенту посредством аутентификации в интернет-банке АО «АЛЬФА-БАНК» (п. 3.2.1 регламента)
Согласно п. 5.1. регламента для заемщиков, имеющих расчетный счет в АО «АЛЬФА-БАНК» используется маршрутизация Б, которая предусматривает: перевод денежных средств со счета инвестора на номинальный счет инвестора, с номинального счета инвестора на номинальный счет заемщика, с которого далее денежные средства поступают на расчетный счет заемщика, а обратно (при возврате займа): с расчетного счета заемщика на счет инвестора. При этом номинальный счет инвестора и номинальный счет заемщика — это номинальные счета в АО «АЛЬФА-БАНК», владельцем которых в соответствии со ст. 860 ГК РФ является ООО «Поток.Диджитал», а бенефициарами выступают инвестор и заемщик соответственно.
Лицензиар самостоятельно ведет учет средств на номинальном счете (п. 1.11 — 1.13 лицензионного соглашения).
Истец утверждает, что сумма займа в размере 155 738,00 руб. была перечислена с расчетного счета инвестора на номинальный счет инвестора, далее с номинального счета инвестора на номинальный счет заемщика и с него — на расчетный счет заемщика. Сумма займа была перечислена на расчетный счет заемщика за вычетом лицензионного вознаграждения онлайн-сервиса. Лицензионное вознаграждение включается в сумму займа (п. 1.1. общих условий договора займа, 6.7. лицензионного соглашения).
Договор займа имеет реальный характер и считается заключенным в дату перевода денежных средств в адрес заемщика (п. 1.3 общих условий договора займа).
А40-249444/20
А40-208785/20 Как следует из материалов дела и установлено судом, между ООО «ТРАНСПОРТНЫЙ СЕРВИС» («Заемщик») и ООО «ФТК А» («Займодавец») был заключен договор займа от 18.03.2020, состоящий из Индивидуальных и Общих условий договора займа (Приложение N 3) на общую сумму 245 633 руб. Процентная ставка по Договору составляет 22,3 процента годовых от суммы займа. В личном кабинете Заемщика был размещен график платежей, отражающий согласованную периодичность платежей. График платежей Заемщика подтверждается выпиской из программно-аппаратных средств.
Договор заключен сторонами в офертно-акцептной форме с использованием Онлайн-сервиса, который доступен в сети Интернет по адресу: http://business.potok.digital. Онлайн-сервис представляет собой краудфандинговую платформу, которая не является стороной в договоре займа. Использование электронного документооборота, порядок использования электронной подписи регламентированы Лицензионным соглашением (пункты 1.24, 1.25, 1.26, 2.12, 3.2.2.). Согласно п. 2.1. Регламента выписки из аппаратно-программного комплекса Онлайн-сервиса могут использоваться в качестве доказательств при рассмотрении споров, в том числе в судебном порядке.
С целью заключения Договора посредством Онлайн-сервиса Ответчик совершил действия, предусмотренные разделом 3 Регламента (Приложение N 4), в том числе сформировал оферту на заключение договора займа, которая состоит из Общих и Индивидуальных условий договора займа. Ответчик подтвердил намерение заключить Договор займа на условиях сформированной оферты, а также подтвердил присоединение к Лицензионному соглашению (Приложение N 4) и Регламенту посредством аутентификации в интернет-банке АО «АЛЬФА-БАНК» (п. 3.2.1 Регламента)
Акцепт оферты Ответчика был осуществлен Займодавцем посредством перевода денежных средств на счет Заемщика (п. 3.2.2. Общих условий договора займа). Согласно п. 5.1. Регламента для Заемщиков, имеющих расчетный счет в АО «АЛЬФА-БАНК» используется Маршрутизация Б, которая предусматривает: перевод денежных средств со Счета Инвестора на Номинальный счет Инвестора, с Номинального счета Инвестора на Номинальный счет Заемщика, с которого далее денежные средства поступают на Расчетный счет Заемщика, а обратно (при возврате займа): с Расчетного счета Заемщика на Счет Инвестора. При этом Номинальный счет Инвестора и Номинальный счет Заемщика — это номинальные счета в АО «АЛЬФА-БАНК», владельцем которых в соответствии со ст. 860 ГК РФ является ООО «Поток.Диджитал», а бенефициарами выступают Инвестор и Заемщик соответственно. Лицензиар самостоятельно ведет учет средств на Номинальном счете (п. 1.11 — 1.13 Лицензионного соглашения).
Сумма займа в размере 155 738 руб. была перечислена с расчетного счета Инвестора на номинальный счет Инвестора, далее с номинального счета Инвестора на номинальный счет Заемщика и с него -на расчетный счет Заемщика. Сумма займа была перечислена на расчетный счет Заемщика за вычетом лицензионного вознаграждения Онлайн-сервиса. Лицензионное вознаграждение включается в сумму займа (п. 1.1. Общих условий Договора займа, 6.7. Лицензионного соглашения).
Договор займа имеет реальный характер и считается заключенным в дату перевода денежных средств в адрес Заемщика (п. 1.3 Общих условий договора займа).
А40-204056/20, также А40-108321/2019
ЕСЛИ ТЕМА ИНТЕРЕСНА – ПИШИТЕ!!!
БУДЕМ ЕЕ РАСКРЫВАТЬ МОЩНЕЕ!!!
В.СПИРИДОНОВ